По волнам нашей памяти совершим небольшое плавание в историю домашнего текстиля, который любили наши мамы и бабушки
Домашнего текстиля в целом и подушек в частности в СССР было немного. Главные по популярности - пуховые подушки, о ним мечтали и их "доставали", затем пухо-перовые и перовые и самые доступные - ватные. Подушки очень берегли, за ними ухаживали, их дарили на праздники, передавали по наследству и готовили на приданое детям. Сегодня в редкой семье не хранятся такие раритеты, доставшиеся еще от бабушки. Подушки и одеяла в СССР были признаком достатка семьи, примерно как хрусталь. Важным было их качество и количество.
50-60-е: красота - страшная сила
Настоящий жилищный бум начинается в СССР с начала 60-х. Мебель и предметы интерьера проектируются теперь в специально созданных для этого НИИ. Внешность столов, стульев, сервантов да комодов была настолько непривычной советскому человеку, что все тут же бросились украшать свои малогабаритные квартирки. Постепенно массовое производство заполняло квадратные метры, стандартизируя не только мебель, но и текстиль. Пик расцвета советского мебельного и текстильного дизайна пришелся на 60-е и 70-е и получил название "советский минимализм"
Детали: в 50-х кровать была что твоя невеста: наряжали ее тщательно. На боковину вешали шторку, перину или матрас закрывали подзором, сверху подушки пуховые аккуратной горочкой. Взбивали подушки тщательно и такая красота стояла нетронутой до вечера - никто на ней не сидел и не лежал. Подушки шили сами: ткань покупали, а пух был свой, от куриц и уток. Перины и подушки сушили на солнышке летом, а зимой их "вымораживали". Периодически подушки распарывали, пух промывали, потом долго сушили, разложив на полу на газетах, наперники стирали. К 60-м массовое производство хоть и было налажено, но все равно многие предметы мебели и текстиля были дефицитом. Предметы обихода теперь выполняли чисто практические задачи: подушка - украшение кровати и для сна, шторы - регулировка освещения в комнате и защита от взглядов из соседних окон, а мебель была максимально эргономичной: кресло-кровать, диван-кушетка, раздвижной стол.
70-80-е: типовой кинотеатр «Ракета» и типовой художественный фильм
Гос машина по производству текстиля и мебели работала на полную силу. Были разработаны ГОСТы для домашнего текстиля и мебели. Подушки шили строго по гос. стандарту - размер 70х70см, одна подушка был рассчитана на изголовье односпальной кровати либо две подушки на полутороспальный диван или кровать. Модные в то время софа и кушетка служили и местом для сна, и местом для отдыха. Квартиры-то маленькие, не разбежишься. К 80-м эстетика отошла на второй план, уступив место массовости и безликости. Отголоски тех времен мы видим до сих пор в виде однотипных "стенок" из темного дсп с обильно лакированной поверхностью.
В приличном доме 70-80-х обязательно должен был быть ковер или палас, а если их два, даже лучше: один на стене, второй - на полу. В одинаковых квартирах одинаковые стенки с одинаковым хрусталем за стеклянными дверцами, одинаковые хрустальные люстры на потолках, одинаковые двери, обитые дермантином. Интересно, есть ли на свете человек, который посмотрит на дизайн тех лет и скажет: "О, какая красота!"? Это был конец эры великолепия советского мебельного и текстильного дизайна.
Детали: Ватные одеяла и подушки пользовались неизменной популярностью и позиций своих не сдавали десятилетиями. Они были в каждом доме, т.к. стоили недорого, а их функциональности можно было только позавидовать. Одеяла использовали и как второй матрас, и просто стелили на пол, если гости оставались ночевать.
Ватные подушки были тяжелыми, но высокими и довольно упругими - это считалось признаком хороших подушек. Они были дешевыми, но требовали тщательного ухода - ежедневно из взбивали, иначе вата быстро скатывалась в комки. Зимой подушки промораживались на морозе, а летом прожаривались на солнце и в обязательном порядке прокладывались марлевыми мешочками с лавандой и душистым мылом "Банное", "Фантазия" или "Букет". Синтепоновые подушки и одеяла появились в СССР в конце 70-х-начале 80-х и были, конечно, импортными. Стоили как крыло самолета и ездили за ними в Одессу или другие портовые города.
90-2000-е: ни пуха, ни пера
Из всех отраслей народного хозяйства легкую промышленность постиг самый большой спад производства. В 90-е всем было не до барства, а затем постепенно вчерашние спекулянты перестали стесняться и показали все лучшее сразу: к диванам, хрусталям и коврам добавились видеодвойки и телевизоры с диагоналями. Дальше началась настоящая ярмарка тщеславия и в нашем обиходе появилось слово "евроремонт": ниши в стенах, арки и колонны, натяжные гипоскартоновые потолки всех возможных цветов и фактур, кожаная мебель и включатели на уровне опущенной руки, а не как раньше — на уровне глаз. А затем нас накрывает страсть к Ikea. В мебельную Мекку съезжаются со всей страны хотя бы для того, чтобы набрать бесплатных карандашей и сводить ребенка пообедать. И уже позже мы разглядели за диковинными заморскими названиями вполне себе неплохую, а главное - удобную мебель.
То, как развивался дизайн интерьера и с ним текстильный дизайн далее, мы расскажем в следующий раз. Поскольку за последние десятилетия мода на интерьер менялась так стремительно и с таким крутыми виражами, что, как говорил Парфенов, «нас невозможно представить, еще труднее – понять». Что касается модных течений в домашнем текстиле, то можно с уверенностью сказать, что несмотря на усвоенные уроки прошлого и возможности настоящего, сила традиций в нас настолько велика, что на хорошие подушки переходим пока со скрипом - ну нет у нас просвещения широких масс на тему здорового сна и последствий для человека от нездрового, ну а привычки пока сильнее нас. Но мы не сдаемся и ежедневно доказываем: распробовав хорошую подушку, к обычной уже не вернешься.
Каждую пятницу мы присылаем дайджест лучших статей из нашего блога. Подписаться на него можно здесь: